Пестравский край. Первые документальные упоминания о нём встречаются в дарованной Новоспасскому монастырю царем Михаилом Романовым грамоте, датированной 1632 годом: Иргизский сырт по стороны тех вод и Волги, реки по старым рубежам, с речками, с ериками, и буерами, и с озера, и с займищи...»
Согласно летописным данным одними из первых, кто обживал места нашего края, были монахи - раскольники. Первая волна заселения ими Заволжских степей началась после 1667 года. Спасаясь от преследований «новой» церкви, они бежали в глухие места Поволжья, Сибири и даже за границу. Там организовывали свои общины, строили скиты, монастыри. Основное их сосредоточение - Саратовский край, к коему в те годы относилась наша степная сторона. Постепенно монастыри облюбовали земли реки Иргиз. На них монахи организовывали рыбный и солевой промыслы, затем занялись и землепашеством.
Процесс обживания края шёл постепенно. Первые же небольшие поселения появились в середине XVIII века. К этому периоду следует отнести и зарождение раскольничьего поселения Овсяной Гай (Мосты).
Исследователь степного края П.Я. Русяев считает, что Овсяной Гай основан раньше середины XVIII века, когда в этих местах ещё хозяйничали кочевники. Он ссылается на «Исторические очерки Саратовского края» А. Леопольдова. Тот пишет, что старожилы Мостов рассказывали: «Бывало, поедем в поле, берём с собой ружьё, дротик или топор, а на колокольне или курганах (маяках) сторожили очередные. Чуть завидя хищников, бьют в набат, народ с полей бросается опрометью, но не домой — в домах нет спасенья, а прямо в леса, куда свозили свои лучшие пожитки. К лесу хищники не подступали, потому что были вооружены одними саблями и копьями, боялись засады. Случалось, селение ограбят и сожгут, скот и людей угонят с собой...»
Вторыми по численности после русских, кто начал «подпитывать» в то время наш край, были мордва. И не случайно во многих сёлах есть микрорайоны, которые и по сию пору сохранили названия или какие-то признаки пребывания там этой народности Поволжья.
В 1762-1764 годах императрица Екатерина II издаёт указы, в которых уже официально приглашает раскольников, бежавших за границу, а также иностранцев заселять Заволжье. На льготных условиях им отводились земли «ниже г. Самары по р. Волге до устья реки Иргиз и вверх по Иргизу».
В конце XVIII века вслед за раскольниками-старообрядцами в бассейне Большого Иргиза стали селиться молокане, которые в 1722 году основали поселение Тяглое Озеро.
Долгие годы до присоединения Среднего Поволжья к России (1552 год) на территории степного края существовали только редкие казачьи стоянки, да в укромных местах прятался беглый люд. До 1688 года здесь почти не было пахотной земли — крестьяне боялись набегов небольших, подвижных отрядов ногайцев и калмыков, потому отдавали предпочтение кочевому скотоводству.
Заселение нашего края малороссами шло медленно, в несколько этапов. В 1747 году указом правительственного Сената была введена государственная монополия на соль. Для её перевозки с озера Эльтон в Поволжье направлялись привычные к обозному делу чумаки из Харьковской и Полтавской губерний. Их слободки стали возникать в Заволжье как грибы.
После сенатского указа прошёл какой-то промежуток времени. Переселенцы с Украины смогли добраться до Волги, выбрать новое место жительства и приступить к строительству поселения. Надо полагать, что именно в эту пору и появляется упоминание о слободе Пестравка.
Слободой на малороссийский лад, она называлась в первых архивных упоминаниях, а отстраивалась в период 1750-1770 годов. К этому же времени относится и активное заселение степного края народами Поволжья. Прежде всего, мордвой и крестьянами центральных губерний России. По пятой переписи населения 1794 года слобода Пестравка насчитывала 1429 человек и называлась: «Владения казённых малороссиян» и «Владения из мордвы новокрещённых христиан». На начало 1800 года украинцы имели 184 двора в 1504 человека, мордва 49 в 374 человека. Украинским солевозам нарезалось по 30 десятин земли, мордве — по 15. Двойной надел украинцы, помимо хлебопашества, получали за перевозку соли с озера Эльтон в Саратов и Камышин.
События, связанные с Пугачёвским восстанием, для нашего края — одна из памятных вех. Летом 1773 года, пробираясь на Яик из слободы Мечетной (ныне Пугачёв), Пугачёв отдыхал в посёлке Овсяной Гай. До этого в старообрядческом монастыре при Мечетном, Пугачёв встретился с его настоятелем Филаретом, которому доверился, что хочет назваться Петром III.
Первая попытка поднять казаков на Урале у Пугачёва не удалась. Один из казаков, которому он открылся как Пётр III, донёс на него. Несостоявшегося царя арестовали и отправили в казанскую тюрьму. Через полгода Пугачёв из нее сбежал. Объявился на Яике как предводитель крестьянского восстания.
Известно, что после подавления восстания Емельяна Пугачёва заключили в клетку. В Москву его сопровождал будущий полководец А. В. Суворов. В одном из переходов конвой остановился на ночлег в старообрядческом Овсяном Гае. И вот что дошло до наших дней из рассказов людей, ставших свидетелями пребывания крестьянского вождя в этих местах.
«Ночью в посёлке вспыхнул пожар. Встревоженный Суворов провёл бессонную ночь. Пугачев же, прикованный цепью к клетке, глядел на своих испуганных стражников. Всматриваясь в меркнувшее зарево пожара, в пробуждающуюся ото сна окрестность, он, с вырвавшимся из груди стоном, тяжело опустил голову. По его лицу текли слезы. Емельян Пугачёв прощался с зольной степью, с которой так много было связано в его судьбе».
В это время Екатерина II приступила к реформе административного устройства: надо было укреплять власть на местах. 11 января 1790 года вышел её указ об учреждении Саратовского наместничества (губернии). В его границах находилась ещё практически безлюдная заволжская степь - к югу от рек Чагры и Мочи. Лишь в XIX веке там сформировались Николаевский (в бассейне Большого и Малого Иргизов и Новоузенский (ещё южнее) уезды.
Освоение наших земледельцами началось позже, чем в других районах Самарского края. Помещичье землевладение не получило здесь широкого распространения. Во второй половине ХУШ века основным населением были башкиры — скотоводы. В конце века принимается правительственное решение о расселении в нашем крае государственных крестьян-русских, чувашей, мордвы, татар. Поэтому дворяне и помещики не стремились заводить свое хозяйство. По-видимому, останавливало крупных землевладельцев и то, что по реке Большой Иргиз и расположились монастыри старообрядцев, имевшие большие земли. Вот почему в списках населенных мест Самарской губернии, которые печатались периодически, мы практически не находим сведений о помещичьих владениях в нашем крае. Известно, что деревня -Марьино (ныне Марьевка) была владением помещиков Андрея Сергеевича Карпова и Надежды Сергеевны Тюфеевой. Они имели 193 крестьянина. Это яркий пример мелкопоместного хозяйства.
Чтобы обеспечить солевозов двойной нормой земли, в начале 1805-1807 годов в пользу Пестравки от деревни Глушицы отрезали 12439 десятин земли, немного - от Константиновки. Позже земля от этих поселений отрезалась ещё не раз. Когда в Пестравку стали прибывать крестьяне из центральных губерний России, украинцы-солевозы лишились своих привилегий. Новым поселенцам, за неимением земли рядом, стали нарезать её вдали от селения, до иных нарезов было 70 вёрст. Появилась необходимость отселять часть населения в новые места, ближе к земельным наделам.
Официально поселяться в заволжских степях старообрядцам разрешил своим указом Пётр I в 1716-1722 годах. Позже, в 1762-1764 годах, это же подтвердила и императрица Екатерина II.
Большой приток крестьян в Заволжье из центральных губерний России пришёлся при генеральном межевании, которое проводилось в целях упорядочения казённого и частного землевладений, и в качестве поощрения к заселению неосвоенных земель.
А наши поселения относились к Саратовской губернии вплоть до 1851 года. Первыми по времени в архивных документах упоминаются: Красный Яр; Овсяной Гай; слобода Пестровка (Пестравка) и деревни Тёпловка, Тяглое Озеро, Чернавка (Чернава), Марьина (Чёрненькая). Позднее она становится Марьино и Марьевка. Первыми они возникли потому, что через них проходили важные торговые тракты между Уралом и Поволжьем. Так через Овсяной Гай лежала дорога из Вольска в Оренбург, вторая — из Сызрани в Уральск. Тяглое Озеро находилось на пути из Саратова в Оренбург, деревня Марьина - на пересечении дорог из Николаевска в Самару и из Сызрани в Уральск. Здесь же стояла деревня Тёпловка.
«Сёла Михайловка, Красная поляна, Левая Россошь (Падовка), Мало-Архангельское и деревня Тростянка были образованы в Уральской степи после Генерального межевания (1805-1807 годы) на землях, отрезанных от посёлка Овсяной Гай» (Центральный госархив древних актов). А такие посёлки как Кирсановка, Анютино, Телешовка возникли в период 1830-1860 годов. Самые крупные поселения в начале XIX века в нашем крае: — слобода Пестравка — 184 двора, 1429 жителей; деревня Марьино — 747 душ; посёлок Красный Яр — 179 дворов, 730 -душ; Овсяной Гай — 148 дворов, 938 душ. Николаевский уезд, куда входили и наши сёла, занимал более одной пятой всей территории Самарской губернии и по величине был вторым после Новоузенского.
В нашем уезде, согласно подворной переписи 1888-1889 годов, крестьяне жили в селениях, состоявших из 280 общин (общинная или мирская форма землевладения, остальная подворная). Некоторые из них объединяли несколько сёл. Например, Марьевку и Красавку. Распределение земли шло равномерно. Передел происходил раз в 6 лет. У членов общин были и общие земли: страховой фонд на случай неурожая; для содержания священников; на помощь сиротам и т.д.
А вот земледелие стало пахотным только в середине XVIII века. «До этого от Самары вёрст за 20 находилась уже везде высокая степь с чернозёмом, на котором росла трава почти с человека вышиною», - удивлялся современник в конце 1760 годов. Первоначально земледелие имело ярко выраженный экстенсивный характер. Большие площади засевались «хлебом по хлебу» до истощения, затем запускались на много лет. Правда, по мере того, как заселялся край, каждый клочок пахотной земли стал цениться дороже.
Из поколения в поколение передавались рассказы о том, как формировался крестьянский уклад нашего края. «На жнивьё выезжали всей семьёй. На обед брали с собой варёное мясо, молоко или квас, яйца. Если поле было рядом, то обед в поле приносили старики или дети. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны: 11 снопов вертикально колосьями вверх, плотно один к другому, а двенадцатый покрывал их колосьями вниз, предохраняя зерно от сырости и птиц. После просушки везли зерно на гумно, где хранили до обмолота. Молотили цепами, телегами, нагруженными камнями для тяжести, или каменными рубчатыми катками. И только в первой четверти XIX века стали использовать конные молотилки. Обмолоченное зерно провеивали лопатой или лукошком; крестьяне побогаче — конными молотилками и веялками. Перед размолом зерно очищалось от шелухи толчением в деревянных ступах. Мололи его ручными жерновами, позже - на водяных мельницах. В середине XIX века их по Иргизу насчитывалось до дюжины».
Основной тягловой силой были быки, лошади, верблюды. Последних, на начало XX века, в губернии насчитывалось 78044. Их разведением занимались в основном башкиры и казахи Бузулукского, Бугурусланского, Новоузенского и Николаевского уездов. В отличие от тюркских народов верблюдов не навьючивали, а использовали как тягловую силу. Их мясо и молоко употребляли в пищу, из шерсти делали одеяла, кошму, а из длинной шерсти плели верёвки и арканы.
После отмены крепостного права в 1861 г. в нашем крае получила распространение торговля землей. Помещичьи имения, окруженные крестьянскими хозяйствами, постепенно превращались в капиталистические хозяйства, а крестьяне - в наемных работников. На подмогу стоявшим вдоль Иргиза водяным мельницам появились первые две паровые. Кое-где просматривались и ветряные. Развивались и малые ремесла - красильни для холста и шерсти, кирпичные заводы, шерстобитки. Главной зерновой культурой стала пшеница, её крестьяне возили в Самару на продажу. Нарасхват шли сорта знаменитой «белотурки», «русской», «переход», «брызгалка».
Реформа 1861 года привела к резкому расслоению крестьян. На основании подворных списков русских государственных общин за 1876 год, самарский статист Е.Н.Анучин установил, что в целом по России 13% крестьян не имеют лошадей, у 17,8% было по одной. Правда, один процент зажиточных хозяев, если не богачей, владел десятью и более лошадьми.
Примерно такая же картина наблюдалась в наших селах. Бедняки уходили работать по найму кучерами, конюхами, пастухами, работниками в лавки и на склады. Свою землю они сдавали в аренду. Главными арендаторами в Пестравке и других сёлах были семьи зажиточных крестьян — Дохловых, Кижаевых, Катуниных, Краюшкиных, Саяпиных.
К концу XIX века правительство стало проводить в южных уездах нашего края целенаправленную политику по насаждению дворянского землевладения. Сюда переселялись разорившиеся помещики, неслужащие дворяне из Рязанской, Симбирской, Тульской и других губерний центральной России. Жалование им земель шло из фонда государственных угодий. Одновременно с дворянством переселялись и крестьяне. В отличие от мелкопоместных дворян они быстро и легко приживались, стремились укреплять свои хозяйства. К примеру, в первой половине XIX века в Николаевском уезде число новых их поселений достигло 71 процента. Государственные крестьяне становились арендаторами казенной земли, но приобретали землю и в собственность.
После отмены крепостного права в 1861 году государственные крестьяне получили наделы, в Николаевском уезде их стали выставлять на торги. Хутора стали расти как грибы. Многими владели дворяне. Например, княгиня Оболенская (на реке Большой Иргиз), купец А.Н. Шихобалов (на реке Овсянка). Кое-что имели и крестьяне. Например, в списке населенных пунктов Самарской губернии на 1889 год указывается, что из деревни Анютина (Скрытная) выделился хутор Анютин. Там было три крестьянских двора, в которых проживало 22 человека. (Списки заселенных мест Самарской губернии составлены в 1900 году. Самара, губернская типография. 1900. с.26).
С каждым годом всё больше и больше крепли капиталистические начала в сельском хозяйстве. Крестьянский труд получал поддержку машинами. К концу XIX века в наших селах уже насчитывалось 79 ветряных и 11 водяных мельниц. В Пестравке заработали 12 маслобоек, шесть валяльных ремесел. В качестве «сопутствующих» предприятий появились первые кабаки. Широко развернулась и торговля. Трижды в год проходили ярмарки. Их даты народ обозначил чётко: 6 января, 9 мая, 13 августа. Зерно и скот отправляли на продажу и в другие места. Через Марьевку, Пестравку, Большую Глушицу был проторён купеческий тракт на Москву.
Органы земского самоуправления не уходили от решения проблем образования и здравоохранения. «Календарь Самарской губернии» за 1896 год сообщает, что в Пестравке была четырёхклассная земская школа. Заведовал ею А.П. Зуев. Действовало почтово-телеграфное отделение, имелся приемный покой на четыре койки, который обслуживали земский врач, фельдшер, акушерка. Существовала и аптека.
Реформа принесла свои плоды. По данным 1916 года, в Николаевском уезде на отруба выселилось около 19 тысяч крестьянских хозяйств. На Пестравских землях были образованы хутора Кижаевых, Дохловых, Коноваловых, Черниковых. Но трудовые крестьянские хозяйства, выйдя из общины и даже приобретя с большими лишениями дополнительные наделы, быстро теряли землю. Часть её скупали зажиточные крестьяне и помещики, а добрую половину - богатые горожане: для спекуляции; организации ферм с наёмным трудом или в целях сдачи пашни в аренду.
Наши предки умели не только растить хлеб. В годы тяжёлых для Родины испытаний мужественно вставали на её защиту. В частности, они прославились в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
- Назад
- Вперёд >>